Коллекции

История комплектования фондов

Изначально фонд музея формировался и пополнялся предметами изобразительного искусства в соответствии с задачами учреждения культуры, являющегося филиалом Тюменского музея изобразительных искусств. В период с 1988 по 1996 год в музейный фонд поступило 124 предмета, в том числе: 7 скульптурных композиций, 39 живописных полотен, 78 листов графики. Экспонаты трёх художественных коллекций имеют большую ценность для музея, так как представляют изобразительное искусство периода 50-х ─ 90-х годов ХХ века. Произведения членов Союза художников В.П. Рогозина, О.Э. Бернгардта, Е.Н. Коржа, В.Н. Гаврилова, графиков В.Е. Бачурина, Д.М. Бобонича, Ф.И. Бельского, скульпторов В.А. Горяного, Я.Н. Купреянова, Н.П. Лаврова отличаются широтой творческого диапазона. В них раскрываются черты эпохи, богатый мир людей, их стремление к светлым идеалам, к мирному будущему, к прогрессу.

Для более подробного ознакомления с предметами и коллекциями вы можете перейти на сайт Федеральной государственной информационной системы «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации». 

ГОСКАТАЛОГ.РФ - МУК "Музей истории и археологии г. Надыма".


ГОСКАТАЛОГ.РФ - Филиал "Дом природы".


Дарители



1. Коллекция «Археология»

Археологическая коллекция является одной из важных составляющих музейного фонда. В археологическом собрании музея собраны древние артефакты, полученные  в результате раскопок археологического памятника местного значения - Надымского городища. Находки представлены бытовыми предметами и утварью, фрагментами одежды и обуви, украшениями, принадлежностями охоты и рыболовства. В коллекции насчитывается более 5000 предметов. Особое место занимают средневековые предметы русского производства: деревянная посуда, фрагменты керамических сосудов и глиняной свистульки, изделия кузнечного производства, детали сундуков и замков, ножи, судовые скобы, иглы. Яркими предметами коллекции являются антропоморфные изображения (идолы). Большинство предметов датируются концом XII - первой третью XVIII вв.

 Антропоморфная фигурка (Рогатый дух) конец XII - первая треть ХVII в. Гребень XVII век - первая треть XVIII века.Зеркало XVII век - первая треть XVIII века.Счётная палочка с зарубками (посох свата) XVII век - первая треть XVIII века.

2. Коллекция «Живопись»

Данная часть коллекции широко представлена художниками Советского Союза. Практически все из них являются членами Союза художников России. Некоторые из мастеров  жили и работали в Тюменской области и были искренне увлечены масштабным строительством, происходящим в то время на территории Западной Сибири. Это было время начала широкого промышленного освоения Севера. Именно здесь суровый стиль во всех его проявлениях нашёл благодатную почву для своего развития. Яркими представителями этого направления являются Владимир Валентинович Янке «На трассе» (1987 г.), Юрий Викторович Белосельский «Строители газопровода Надым – Уренгой» (1978 г.), Евгений Николаевич Корж «Портрет рыбачки» (1977 г.) – в этих работах романтика промышленного севера слилась с удивительной красотой местной природы, побуждающей к творчеству многих мастеров. В фонде музея хранятся прекрасные пейзажи Ивана Павловича Котовщикова «Забайкалье» (1988 г.), Анатолия Владимировича Седова «Ямал» (1987 г.), Бориса Михайловича Паромова «Тройка. Зимняя дорога» (1988 г.). В произведениях Александра Сергеевича Новика открываются его собственные эмоционально-чувственные представления о предмете. Живописная работа Александра Сергеевича «Натюрморт с рыбой» (1988 г.) представляет собой разновидность абстрактной живописи ─ супрематизм. Овчаров Виктор Петрович – живописец, жанрист, автор тематических композиций, пейзажей, портретов. Практически каждая работа мастера, так или иначе, отражает историю и современность нашего края. Владимир Николаевич Гаврилов – выдающийся  художник, пейзажист, жанрист, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина 1971 года, стал одним из основоположников советского импрессионизма. Его картины вошли в золотой фонд отечественного изобразительного искусства. Настоящей жемчужиной коллекции музея является полотно Владимира Николаевича Гаврилова «А.Н. Радищев» (1950-51 гг.) ─ живописное произведение исторического жанра. Картина  во­шла в золотой фонд совет­ской живописи. Творчество художников отличалось интенсивными поисками новых изобразительных средств, художественных приёмов, образов. Художники прославляли героизм трудовых подвигов. Работы отличаются широтой тематического диапазона. 

 Гаврилов Владимир Николаевич - А.Н. Радищев 1950 г Колесник Виктор Леонидович - Газоэлектросварщик 1987 гОвчаров Виктор Петрович - Тобольский кремль (осенний день) 1980 гРыберта Валерий Викторович - Свято-Никольский храм.

3. Коллекция «Графика»

Отличительной чертой искусства советского периода была его многонациональность, и этот факт широко демонстрируется экспонатами коллекции «Графика». Расцвет советской графики – одно из лучших достижений советской культуры. Вообще, во второй половине ХХ века станковая графика переживает высокий творческий подъём. Пейзажи, бытовые сцены, трудовые будни, тема войны. В коллекции представлены работы, которые раскрывают черты эпохи, богатый мир людей, их стремление к светлым идеалам, к мирному будущему, к прогрессу. Данная часть коллекции широко представлена работами мастеров эпохи соцреализма. Среди них Засекин Генрих Прокопьевич «Торговля» (1986 г.), Бусыгин Геннадий Николаевич «Войне – нет!» (1987 г.), Бобонич Дмитрий Михайлович «В порту» (1987 г.), Акишев Юрий Михайлович  «Двое» (1987 г.), Кобелев Евстафий Клеменьевич   «Агитатор» (1987 г.).

 В.Е.Цигаль. Мальчик - портной. 1976 год. Д.М.Бобонич. Тура трудится. 1987 год.И.Л.Шкубер. Зимний парк. 1969 год.И.Л.Шкубер. Сновальщицы. 1964 год.

4. Коллекция «Скульптура»

Данная часть коллекции широко представлена работами мастеров эпохи соцреализма. Искусство скульптуры того времени имело общественно-политическое значение. Скульптура Н.В. Распопова «Утро Уренгоя и Надыма» пример того, как образ простого рабочего человека, его готовность и стремление к трудовым свершениям проникла во все сферы изобразительного искусства. Бронзовая скульптура Н.П. Лаврова «Суворов на коне» выполнена в стиле эпохи соцреализма. На прямоугольной подставке – фигура идущего коня с полководцем Суворовым Александром Васильевичем. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски передана в фигуре, красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют это образ. Автор скульптуры Горяный В.А. «Отец и сын» (1978 г.), изобразил трогательную сценку из повседневной жизни. Образы отца и сына отражают неразрывную связь и преемственность поколений. Скульптура Купреянова Я.Н. «Владимир Ильич Ленин» - (бюст) основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина (Ульянова) в зрелые годы. Автор скульптурной композиции «Золотая свадьба» (1979 г.) Борис Адиль-Гириевич Шанаев лаконичным пластическим языком изобразил картину семейного праздника – пятидесятилетний юбилей родительской семьи – «золотую» свадьбу. В 2012 году коллекция пополнилась скульптурами из кости тобольских мастеров на тему быта и жизни северных народов. Эти скульптуры характеризуются обобщённостью формы, умелым применением природных свойств материала.

  В.А.Горяный. Скульптура Отец и сын. 1978 год. В.А.Русаев. Скульптура Лежебока.Н.В.Распопов. Скульптура Утро Уренгоя и Надыма.Н.П.Лавров. Скульптура Суворов на коне.

5. Коллекция «Этнография»

Коллекция представлена предметами быта, национальной одеждой, украшениями, детскими игрушками, бытовой и хозяйственной утварью, орудиями ремёсел и промыслов. Среди экспонатов есть такие редкие, как мешок, изготовленный из шкуры осетра для хранения продуктов  в середине 1960-х годов, традиционная ненецкая люлька 40-х годов ХХ века, принадлежавшая разным поколениям семьи Анагуричи. Большой интерес представляют очки оленеводческие начала XIX в., которые издавна использовались народами Крайнего Севера для защиты глаз от весеннего солнца и отражённых от снега солнечных лучей. Также коллекция пополнилась редкими предметами – деревянными ошейниками и колодкой для оленя. В совокупности этнографические предметы отражают своеобразие традиционной культуры народов и этнических групп, проживающих на территории Надымского района. 

Мешок из шкуры осетра середина 1960-х гг. Очки оленеводческие начала XIX в.Пояс хантыйский национальный с 12-тью накладками XXI в.Станок для плетения поясов Бёрдо

6. Коллекция «Предметы быта»

Коллекция представлена предметами традиционного русского быта: глиняной посудой кринками для хранения и подачи молока на стол (середина ХХ века), ступкой с пестиком приспособлением для растирания и измельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т.п., медной посудой ендовами для подачи холодных напитков к праздничному столу (конец XIX века), утюгами 1950-х годов, прялкой начала ХХ века, сундуками и традиционной женской коми-зырянской одеждой конца ХХ века, вышивка ручной работы 1940-х годов, ложка чайная польская «GALWANIZ G.P.» в фигурной рамке кон. 19 - нач. 20 века, церковная лампада 19 в., тарелка одного из самых успешных фарфоровых заводов России основанного в 1835 году. Предметы этой разноплановой коллекции обладают особой энергетикой, способной погружать человека в ту или иную временную и пространственную среду.  

 Ендова. конец XIX - нач. XX в. Кувшин молочный. 1930 г. XX в.Прялка. нач. XX в.Тарелка завода Корниловых. 1917 г.

7. Коллекция «Документы и редкие книги»

Коллекция представлена различными документами: дипломами, грамотами, удостоверениями, носящими личный характер. Например, диплом 1937 года Могор Фёдора Васильевича за III место по метанию тынзяна ногой, свидетельство о смерти Могор Павла Фёдоровича, выданное ещё Хэнским сельским советом и, таким образом, являющееся единственным документом в фондах музея с печатью этого учреждения. Благодарственная грамота 1945 года красноармейца Матвеева Алексея Павловича.  В коллекции есть и особо ценный экспонат, такой как богослужебная книга «Общая Минея» ХVIII века с пометкой о её владельце (Сураж 1787 г.). Книга была перепечатана в типографии купца 2-й гильдии Дмитрия Рукавишникова по образцу более раннего издания 1647 года, подарена Кузнецовым Игорем Геннадьевичем.

 Газета «Правда» 22.04.1912 г. Диплом за III место по метанию тынзяна ногой Могору Ф.В. 1939 год.Паспорт района и райцентра. 1939 год.

8. Коллекция «Изделия прикладного искусства»

Коллекция представлена самоваром, подносом, чашками конца ХХ века. Кухонная утварь, расписанная в технике хохломской росписи, положила начало формированию коллекции. Это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства, которому уже не один век. В коллекцию так же вошли  чернильницы-непроливайки из керамики и стекла 1950-х годов, подаренные Шпаковской Людмилой Михайловной. Первоначально предметы принадлежали учительнице начальных классов Ворсихинской школы Сорокинского района Тюменской области Пучинской Анастасии Михайловне. В 1975 году были привезены дарительницей (дочерью Анастасии Михайловны) в город Надым. Такие чернильницы использовались с конца XIX века и до конца 1950-х годов XX века. На сегодняшний день чернильницами уже никто не пользуется, но такие вещи помогают ощутить давно ушедшее время.

 Веретено лакированное XX в. Самовар из набора хохлома. XX век.Чернильницы XX в.Шкатулка металлическая с росписью XX в.

9. Коллекция «Фотография»

Коллекция передаёт дух эпохи ХХ века. Большинство фотографий чёрно-белые и посвящены истории строительства города. Музей обладает большим собранием фотографий, из которых наиболее значимые  это авторские работы Анатолия Андреевича Витковского, коллекция фотографий Хабэча Хываревича Яунгад, авторская коллекция известного английского художника и публициста Брайана Александера и коллекция фотографий на тему «Строительство № 501», имеющая непосредственное отношение к истории Надымского района. Одни фотографии рассказывают о судьбе отдельного человека, другие об истории города. В фондах музея собрана коллекция учебно-методических пособий в виде слайдов отдельных кадров 35-ти миллиметровой позитивной плёнки. Пособия содержат  искусствоведческий материал, способствующий культурно-эстетическому развитию посетителей разных возрастных категорий.

  А.А.Витковский. В этих избах мы пожили, ведь нас стройкой окружили. 1978г. Д.А.Брайан. Ненка кормящая оленейД.А.Брайан. Стойбище

 Д.А.Брайан. Худи среди оленей С.В.Анисимов. Финишный рывокЭкспедиция Г.М.Дмитриева - Садовникова на реке Надым. Семья Иовеля. 1916 год

10. Коллекция «Образцы продукции, машины, механизмы, приборы»

Коллекция  представлена  фототехникой,  радио- и телеаппаратурой. Большая их часть относится к советскому периоду. Среди предметов собрания имеются также фотоувеличители, глянцеватели для создания зеркального блеска (глянца) на фотоотпечатке. Широко представлена радио – и телеаппаратура, в том числе советский катушечный магнитофон «Сатурн», приёмник «Урал-144», телевизор чёрно-белого изображения «Сапфир-401-1», пишущая машинка «Ятрань», радиола сетевая ламповая «Урал-57».  В коллекции также имеется медицинский инструментарий, в который входят набор зубных боров для углового наконечника и стоматологические инструменты общего назначения. Предметы датируются 70-80 гг. ХХ века.

Кинокамера Красногорск - 1970 годы XX в. Радиола Урал - 1957Швейная машинка ручная, детская. 1984 годШвейная машинка с ножным приводом Textima XX в.

11. Коллекция «Бонистика»

Коллекция представлена государственными кредитными билетами выпуска 1905-1910 годов, посвящённые денежному обращению в Российской Империи. Не менее важно то, что в денежных знаках овеществлена история Российского государства. Эта история отражает сложные для страны периоды своего развития.  Также в коллекции хранятся почтовые марки СССР и РСФСР.


12. Коллекция «Естественно-научная»

В данную коллекцию входят: костные останки древних животных, зубы, бивень доисторического животного, рёбра  кита. Мамонтовые останки уникальны ведь эти древние животные уже несколько тысяч лет назад исчезли с лица земли. Также в коллекции имеется набор минералов, образцов вулканических пород, представляющих научный и учебный интерес.

 

13. Коллекция «Музыкальные инструменты»

Коллекция представлена грампластинками Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» к. 1970 – нач. 1990 гг.  Виниловые грампластинки были очень популярны во второй половине ХХ века и сегодня  являются ярким атрибутом прошедшей эпохи. В фондах музея хранится гармонь, которая принадлежала талантливому ненецкому поэту, живописцу, скульптору Павлу Едайковичу Няданги. Также из новых поступлений 2018 года стала пластинка патефонная 1905 года Д.И. Бухтояровъ Арт. Имн. С.П.Б. Оперы «Чуютъ правду» (изъ оп. «Жизнь за Царя»).

 

14. Коллекции «Сувениры»


В коллекцию входят значки, наградные медали. Разнообразна по тематике коллекция значков 70-90 годов ХХ века − периода активного строительства города. В коллекции также имеется жетон «Свобода, Равенство и Братство» 1917 года, относящийся к периоду существования в России Временного правительства. В то время такие жетоны чеканились в большом количестве и пользовались спросом у революционно настроенного населения. Также хранятся наградные медали выдающегося тренера по вольной борьбе В.И. Тулупова и его учеников, которые  отражают один из ярких этапов развития спорта в ЯНАО. 


15. Коллекция «Плакаты, карты, схемы, наглядное пособие»

В фондах музея хранится набор репродукций, фотографий участников Всемирной Кругосветной экспедиции ЮНЕСКО «Полярэкс − Великой Северной тропой», с кратким описанием удивительной природы северного края и рассказом о жителях Крайнего Севера. Набор был передан предположительно в 2001 году Сергеем Александровичем Соловьёвым, который являлся руководителем экспедиции. Также в коллекции представлены плакаты «Государственной символики и наградной системы Российской Федерации», которые позволяют расширить знания о государственной символике, помогают воспитывать молодое поколение в духе гражданственности и патриотизма. В коллекцию также вошли следующие картографические источники: карта «Остров Вайгач. Природное и культурное наследие. Хэбидя Я – священный остров ненецкого народа», карта «Первый международный фестиваль деревянных судов», карта «Новая земля. Природное и культурное наследие».

 

16. Коллекция «Флаги, знамёна, вымпелы»

Экспонаты данной коллекции имеют непосредственное отношение к теме истории строительства города Надыма. Собраны флаги, знамёна, флажки, вымпелы, в том числе пионерский галстук и «Торжественное обещание пионера Советского Союза», вступающего в ряды  пионерской организации. Все эти предметы относятся к 70-90 годам ХХ века ─ времени активного строительства города Надыма, непростой «эпохи перестройки» и к постсоветскому периоду. Значительное место в коллекции занимают знамёна профсоюзных, молодёжных организаций, «участвовавших» в демонстрациях и митингах в годы существования Советского Союза. Знамёна, как почётные награды вручались в своё время трудовым коллективам, победившим  в  соцсоревновании. Знамёнами награждались предприятия, строительные и молодёжные организации. Флаг ─ это не просто предмет, это знак  времени, символ эпохи. Советские знамёна  воплощают в себе идеологию того времени, выраженную в разнообразной символике, девизах и лозунгах.

 

17. Коллекция «Кубки»

Предметы этой коллекции относятся преимущественно к разряду спортивных наград и отображают достижения Надымских спортсменов по фигурному катанию, тяжёлой и лёгкой атлетике, художественной гимнастике.  Кроме этого, в коллекции имеются  кубки выдающегося тренера по вольной борьбе В.И. Тулупова и его учеников. И по сей день сохраняется многовековая традиция награждения кубками победителей соревнований, чемпионов за спортивные достижения и рекорды.


Всего основной фонд музея насчитывает – 9 438 предмета, научно-вспомогательный – 3 297 предметов.

Яндекс.Метрика