Коллекции

История комплектования фондов

Изначально фонд музея формировался и пополнялся предметами изобразительного искусства в соответствии с задачами учреждения культуры, являющегося филиалом Тюменского музея изобразительных искусств. В период с 1988 по 1996 год в музейный фонд поступило 124 предмета, в том числе: 7 скульптурных композиций, 39 живописных полотен, 78 листов графики. Экспонаты трёх художественных коллекций имеют большую ценность для музея, так как представляют изобразительное искусство периода 50-х ─ 90-х годов ХХ века. Произведения членов Союза художников В.П. Рогозина, О.Э. Бернгардта, Е.Н. Коржа, В.Н. Гаврилова, графиков В.Е. Бачурина, Д.М. Бобонича, Ф.И. Бельского, скульпторов В.А. Горяного, Я.Н. Купреянова, Н.П. Лаврова отличаются широтой творческого диапазона. В них раскрываются черты эпохи, богатый мир людей, их стремление к светлым идеалам, к мирному будущему, к прогрессу. 

Коллекция «Археология» является одной из важных составляющих музейного фонда. В археологическом собрании музея собраны древние артефакты, полученные  в результате раскопок археологического памятника местного значения ─ Надымского городища. Находки представлены бытовыми предметами и утварью, фрагментами одежды и обуви, украшениями, принадлежностями охоты и рыболовства. В коллекции насчитывается более 5000 предметов. Особое место занимают средневековые предметы русского производства: деревянная посуда, фрагменты керамических сосудов и глиняной свистульки, изделия кузнечного производства, детали сундуков и замков, ножи, судовые скобы, иглы. Яркими предметами коллекции являются антропоморфные изображения (идолы). Большинство предметов датируются концом XII - первой третью XVIII вв.

Коллекция «Образцы продукции, машины, механизмы, приборы» В коллекции «Образцы продукции, машины, механизмы, приборы» представлены: фототехника,             радио- и телеаппаратура, пишущие машинки. Большая их часть относится к советскому периоду. Среди предметов собрания имеются также фотоувеличители, глянцеватели для создания зеркального блеска (глянца) на фотоотпечатке. Широко представлена радио - и телеаппаратура, в том числе советский катушечный магнитофон «Сатурн», приёмник «Урал-144», телевизор чёрно-белого изображения «Сапфир-401-1», пишущая машинка «Ятрань». В коллекции также имеется медицинский инструментарий, в который входят набор зубных боров для углового наконечника и стоматологические инструменты общего назначения. Предметы датируются 70-80 гг. ХХ века.

Коллекция «Этнография»  Коллекция представлена предметами быта, национальной одеждой, украшениями, детскими игрушками, бытовой и хозяйственной утварью, орудиями ремёсел и промыслов. Среди экспонатов есть такие редкие, как мешок, изготовленный из шкуры осетра для хранения продуктов  в середине 1960-х годов, традиционная ненецкая люлька 40-х годов ХХ века, принадлежавшая разным поколениям семьи Анагуричи. Большой интерес представляют оленеводческие очки, которые издавна использовались народами Крайнего Севера для защиты глаз от весеннего солнца и отражённых от снега солнечных лучей во избежание так называемой снежной слепоты. В 2015 году коллекция пополнилась редкими предметами – деревянными ошейниками для оленя. В совокупности этнографические предметы отражают своеобразие традиционной культуры народов и этнических групп, проживающих на территории Надымского района. 

Коллекция «Предметы быта» Коллекция представлена предметами традиционного русского быта: глиняной посудой ─ кринками для хранения и подачи молока на стол (середина ХХ века), ступкой с пестиком ─ приспособлением для растирания и измельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т. п., медной посудой ─ ендовами для подачи холодных напитков к праздничному столу (конец XIX века), утюгами 1950-х годов, прялкой начала ХХ века, сундуками и традиционной женской коми-зырянской одеждой конца ХХ века. Предметы этой разноплановой коллекции обладают особой энергетикой, способной погружать человека в ту или иную временную и пространственную среду. 

Коллекция «Скульптура» очень ярко демонстрирует особенности пластики советского периода. Данная часть коллекции широко представлена работами мастеров эпохи соцреализма. Искусство скульптуры того времени имело общественно-политическое значение. Скульптура Николая Васильевича Распопова «Утро Уренгоя и Надыма» пример того, как образ простого рабочего человека, его готовность и стремление к трудовым свершениям проникла во все сферы изобразительного искусства. Бронзовая скульптура Николая Петровича Лаврова «Суворов на коне» выполнена в стиле эпохи соцреализма. На прямоугольной подставке – фигура идущего коня с полководцем Суворовым Александром Васильевичем. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски передана в фигуре, красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют это образ. Автор скульптуры Горяный Вячеслав Александрович «Отец и сын» (1978 г.), изобразил трогательную сценку из повседневной жизни. Образы отца и сына отражают неразрывную связь и преемственность поколений. Живость фигурам придают множественные складки на одежде, мягкие, слегка вытянутые наружу погоны, волнистые волосы, непринуждённость поз. Скульптуру отличает богатая зернистая фактура материала и особая мягкость цветовой палитры, сравнимая с эффектом акварели. Скульптура Купреянова Якова Николаевича "Владимир Ильич Ленин" это погрудное изображение (бюст) основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина (Ульянова) в зрелые годы. Бюст выполнен в технике литья. Материал − бронза. Автор скульптурной композиции «Золотая свадьба» (1979 г.) Борис Адиль-Гириевич Шанаев лаконичным пластическим языком изобразил картину семейного праздника – пятидесятилетний юбилей родительской семьи – "золотую" свадьбу. Скульптурная группа из семи фигур с переходящими из одного в другой силуэтами  имеет монолитный объём, что подчёркивает крепость семейных уз. В 2012 году коллекция пополнилась скульптурами из кости тобольских мастеров на тему быта и жизни северных народов. Эти скульптуры характеризуются обобщённостью формы, умелым применением природных свойств материала.

Коллекция «Живопись» Данная часть коллекции широко представлена художниками Советского Союза. Практически все из них являются членами Союза художников России. Некоторые из мастеров  жили и работали в Тюменской области и были искренне увлечены масштабным строительством, происходящим в то время на территории Западной Сибири. Это было время начала широкого промышленного освоения Севера, пафос которого вызвал к жизни изобразительную «сибириаду», рождённую творчеством многих художников. Именно здесь суровый стиль во всех его проявлениях нашёл благодатную почву для своего развития. Яркими представителями этого направления являются Владимир Валентинович Янке «На трассе» (1987 г.), Юрий Викторович Белосельский «Строители газопровода Надым – Уренгой» (1978 г.), Евгений Николаевич Корж «Портрет рыбачки» (1977 г.) – в этих работах романтика промышленного севера слилась с удивительной красотой местной природы, побуждающей к творчеству многих мастеров. В фонде музея хранятся прекрасные пейзажи Ивана Павловича Котовщикова «Забайкалье» (1988 г.), Анатолия Владимировича Седова «Ямал» (1987 г.), Бориса Михайловича Паромова «Тройка. Зимняя дорога» (1988 г.). В произведениях Александра Сергеевича Новика открываются его собственные эмоционально-чувственные представления о предмете. Этому служат все художественные средства. Художник любит широкое письмо, столкновения насыщенных цветов, где густота колорита рождает обобщенно обозначенные фигуры, предметы. Живописная работа Александра Сергеевича "Натюрморт с рыбой" (1988 г.) представляет собой разновидность абстрактной живописи ─ супрематизм. Овчаров Виктор Петрович – живописец, жанрист, автор тематических композиций, пейзажей, портретов. Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Практически каждая работа мастера, так или иначе, отражает историю и современность нашего края. Владимир Николаевич Гаврилов – выдающийся  художник, пейзажист, жанрист, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина 1971 года, стал одним из основоположников советского импрессионизма. Его картины вошли в золотой фонд отечественного изобразительного искусства. Настоящей жемчужиной коллекции музея является полотно Владимира Николаевича Гаврилова «А.Н. Радищев» (1950-51 гг.) ─ живописное произведение исторического жанра. Картина  во­шла в золотой фонд совет­ской живописи. Творчество художников отличалось интенсивными поисками новых изобразительных средств, художественных приёмов, образов. Художники прославляли героизм трудовых подвигов. Работы отличаются широтой тематического диапазона. 

Коллекция «Графика» Отличительной чертой искусства советского периода была его многонациональность, и этот факт широко демонстрируется экспонатами коллекции «Графика». Расцвет советской графики – одно из лучших достижений советской культуры. Вообще, во второй половине ХХ века станковая графика переживает высокий творческий подъём. Пейзажи, бытовые сцены, трудовые будни, тема войны. В коллекции представлены работы, которые раскрывают черты эпохи, богатый мир людей, их стремление к светлым идеалам, к мирному будущему, к прогрессу. Данная часть коллекции широко представлена работами мастеров эпохи соцреализма. Среди них Засекин Генрих Прокопьевич «Торговля» (1986 г.), Бусыгин Геннадий Николаевич «Войне – нет!» (1987 г.), Бобонич Дмитрий Михайлович «В порту» (1987 г.), Акишев Юрий Михайлович  «Двое» (1987 г.), Кобелев Евстафий Клеменьевич   «Агитатор» (1987 г.).

Коллекция «Фотография» представленная в фондах музея, передаёт дух эпохи ХХ века. Большинство фотографий чёрно-белые и посвящены истории строительства города. Музей обладает большим собранием фотографий, из которых наиболее значимые  это авторские работы Анатолия Андреевича Витковского, коллекция фотографий Хабэча Хываревича Яунгад, авторская коллекция известного английского художника и публициста Брайана Александера и коллекция фотографий на тему "Строительство № 501", имеющая непосредственное отношение к истории Надымского района. Одни фотографии рассказывают о судьбе отдельного человека, другие об истории города. В фондах музея собрана коллекция, превышающая 1000 единиц хранения, учебно-методических пособий в виде слайдов отдельных кадров 35-ти миллиметровой позитивной плёнки. Слайды вставлены в пластмассовые рамки и дополнены научным комментарием. Коллекция слайдов пополнила музейный фонд в 1999 году. Эти пособия содержат  искусствоведческий материал, способствующий культурно-эстетическому развитию посетителей разных возрастных категорий. До появления цифровой фотографии слайды, снятые на обращаемую плёнку, были единственным источником высококачественного цветного изображения для полиграфии. Благодаря использованию обращённого процесса, цветоотделение происходит в один приём, поэтому у цветных слайдов было самое высокое качество цветопередачи, пригодное для получения журнальных фотоиллюстраций.

Коллекция «Документы и редкие книги» представлена различными документами: дипломами, грамотами, удостоверениями, носящими личный характер. Например, диплом 1937 года Могор Фёдора Васильевича за III место по метанию тынзяна ногой, свидетельство о смерти Могор Павла Фёдоровича, выданное ещё Хэнским сельским советом и, таким образом, являющееся единственным документом в фондах музея с печатью этого учреждения. Благодарственная грамота 1945 года красноармейца Матвеева Алексея Павловича.  В коллекции есть и особо ценный экспонат, такой как богослужебная книга «Общая Минея» ХVIII века с пометкой о её владельце (Сураж 1787 г.). Книга была перепечатана в типографии купца 2-й гильдии Дмитрия Рукавишникова по образцу более раннего издания 1647 года, подарена Кузнецовым Игорем Геннадьевичем.

Коллекция «Изделия прикладного искусства» представлена самоваром, подносом, чашками конца ХХ века. Кухонная утварь, расписанная в технике хохломской росписи, положила начало формированию коллекции. Это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства, которому уже не один век.Промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил своё название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.  В коллекцию так же вошли  чернильницы-непроливайки из керамики и стекла 1950-х годов, подаренные Шпаковской Людмилой Михайловной. Первоначально предметы принадлежали учительнице начальных классов Ворсихинской школы Сорокинского района Тюменской области Пучинской Анастасии Михайловне. В 1975 году были привезены дарительницей (дочерью Анастасии Михайловны) в город Надым. Такие чернильницы использовались с конца XIX века и до конца 1950-х годов XX века. На сегодняшний день чернильницами уже никто не пользуется, но такие вещи помогают ощутить давно ушедшее время.

 Коллекция «Бонистика» Вепревой Юлией Валериевной в 2008 году был подарен кляссер с марками СССР и РСФСР. Коллекция марок принадлежала семье Мельниковой Светланы Петровны. Почтовые марки могут поведать о некоторых весьма любопытных, но малоизвестных фактах, не вошедших в учебники истории. В 2012 году кляссер с марками был принят в состав основного фонда и лёг в основу формирования коллекции «Бонистика». В 2015 году коллекция пополнилась государственными кредитными билетами выпуска 1905-1910 годов. Они вошли в раздел, посвящённый денежному обращению в Российской Империи. Эта тема может заинтересовать не только любителя, но и специалиста в области нумизматики и бонистики.  Не менее важно то, что в денежных знаках овеществлена история Российского государства. Эта история отражает в том числе и самые сложные для страны периоды своего развития.   

Коллекция «Естественно-научная» представляет собой систематизированные собрания объектов природы, являющиеся «документальным» свидетельством достоверности научных фактов. В данную коллекцию входит число палеонтологических экспонатов: костные останки древних животных, зубы, бивень доисторического животного, рёбра  кита. Мамонтовые останки уникальны ведь эти древние животные уже несколько тысяч лет назад исчезли с лица земли. Также в коллекции имеется набор минералов. Это образцы вулканических пород, представляющих научный и учебный интерес.

Коллекция «Музыкальные инструменты» В собрании музея имеются грампластинки Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Годы выпуска  конец 1970 – начало 1990 гг.   Виниловые грампластинки были очень популярны во второй половине ХХ века и сегодня  являются ярким атрибутом прошедшей эпохи. Интерес представляют не только сами звукозаписи, но также их упаковка. Эти конверты-футляры служат примером оформительского искусства того времени. В фондах музея есть гармонь, которая принадлежала Павлу Няданги. Павел Едайкович Няданги − талантливый ненецкий поэт, живописец, скульптор.  С 1987 по 1993 годы был председателем сельского Совета в посёлке Нори. Павел Едайкович является яркой личностью и значимой фигурой для Надымского района.

Коллекции «Сувениры» Разнообразна по тематике коллекция значков 70-90 годов ХХ века − периода активного строительства города. В коллекции также имеется жетон «Свобода, Равенство и Братство» 1917 года, относящийся к периоду существования в России Временного правительства. В то время такие жетоны чеканились в большом количестве и пользовались спросом у революционно настроенного населения. На жетоне изображена женщина с развевающимся знаменем, олицетворяющая свободную Россию. По краю жетона имеется плохо читаемая надпись: «Свободная Россия». С другой стороны жетона − солнце в зените над революционным девизом «Свобода, Равенство и Братство». Изготовлен предмет из латуни. В коллекцию «Сувениры» вошли также наградные медали выдающегося тренера по вольной борьбе В.И. Тулупова и его учеников, которые  отражают один из ярких этапов развития спорта в ЯНАО. 

Коллекция «Плакаты, карты, схемы, наглядное пособие»В фондах музея хранится набор репродукций, фотографий и картин участников Всемирной Кругосветной экспедиции ЮНЕСКО «Полярэкс − Великой Северной тропой», с кратким описанием удивительной природы северного края и рассказом о жителях Крайнего Севера. Набор был передан предположительно в 2001 году Сергеем Александровичем Соловьёвым, который являлся руководителем экспедиции. Данный материал служит интересной и познавательной информацией для любого любознательного человека. В 2008 году музею был передан в дар набор плакатов «Государственная символика и наградная система Российской Федерации». Набор был выпущен в 2007 году при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. На плакатах представлены главные государственные символы Российской Федерации: герб, флаг и гимн, а также утверждённые Указами президента РФ государственные награды. Плакаты, используемые в качестве наглядных пособий, позволяют расширить знания о государственной символике, помогают воспитывать молодое поколение в духе гражданственности и патриотизма. В коллекцию также вошли следующие картографические источники: карта «Остров Вайгач. Природное и культурное наследие. Хэбидя Я – священный остров ненецкого народа», карта «Первый международный фестиваль деревянных судов», карта «Новая земля. Природное и культурное наследие».

Коллекция «Флаги, знамёна, вымпелы» Экспонаты данной коллекции имеют непосредственное отношение к теме истории строительства города Надыма. Здесь собраны флаги, знамёна, флажки, вымпелы, в том числе пионерский галстук и «Торжественное обещание пионера Советского Союза», вступающего в ряды  пионерской организации. Все эти предметы относятся к 70-90 годам ХХ века ─ времени активного строительства города Надыма, непростой «эпохи перестройки» и к постсоветскому периоду. Значительное место в коллекции занимают знамёна профсоюзных, молодёжных организаций, «участвовавших» в демонстрациях и митингах в годы существования Советского Союза. Знамёна, как почётные награды вручались в своё время трудовым коллективам, победившим  в  соцсоревновании. В отличие от других стран, в советском государстве такая практика была широко распространена. Знамёнами награждались предприятия, строительные и молодёжные организации. Флаг ─ это не просто предмет, это знак  времени, символ эпохи. Советские знамёна  воплощают в себе идеологию того времени, выраженную в разнообразной символике, девизах и лозунгах.

Коллекция «Кубки» Предметы этой коллекции относятся преимущественно к разряду спортивных наград и отображают достижения Надымских спортсменов по фигурному катанию, тяжёлой и лёгкой атлетике, художественной гимнастике.  Кроме этого, в коллекции имеются  кубки выдающегося тренера по вольной борьбе В.И. Тулупова и его учеников. Наградные кубки − это уже не ёмкость для напитков, а символ победы, представленный, как правило, в форме сосуда. Основание кубка символизирует землю. Ножка кубка поддерживает чашу, которая символизирует дом. Края чаши – венец, а крышка, прикрывающая кубок − это крыша дома. И по сей день сохраняется многовековая традиция награждения кубками победителей соревнований, чемпионов за спортивные достижения и рекорды.

Всего основной фонд музея насчитывает – 9 276 предметов, научно-вспомогательный – 3 069 предмет.

 

 

Депутатский билет Кольмы Салиндера. 1934 г. Попов Яков Маркелович с фронтовыми товарищами. Венгрия, 8 августа 1945 г. Директор и учащиеся начальной школы с. Нори. 1980 г. Звероводы с. Нори. 1950-е годы Программа 1-го соревнования оленеводов, проведенного в Надыме в 1995 г. Благодарность Неркаги Георгию Янгоровичу Коллекция "Образцы продукции, машины". Коллекция "Изделия прикладного искусства". Самовар. Дерево, гуашь, лак, бронза. Техника исполнения "хохломская роспись". Коллекция "Живопись". "Радищев". Гаврилов В.Н., 1954г. Холст, масло Коллекция "Документы, редкие книги". Книга для богослужения "Общая Минея". Кожа, бумага. Конец ХVIII в. Этнографическая коллекция. Бляха-подвеска с изображением всадника. Медь. ХIХ в. Коллекция "Скульптура". "Отец и сын". Горяпный В.А. Глина. Р.Шафиев. "Ямал. Дети". Холст. Масло. 2007 г. Коллекция "Скульптура". "Суворов на коне". Лавров Н.Т. Бронза, аллюминий, литье. Коллекция "Предметы быта". Крынки. Глина, обжиг, лепка. Сер. XX века. Коллекция "Кубки". Кубки спортивные. Металл Коллекция "Живопись". "Осенний пейзаж севера". В.В. Рыберта. Холст, масло Этнографическая коллекция. Бляха-подвеска с изображением орла. Медь. ХIХ в. Этнографическая коллекция. Оленеводческие очки для защиты глаз. XIX век. Медные пластины, шкура оленя, мех ондатры. Этнографическая коллекция. Набор охотника для зарядки ружья. Дерево, кость, кожа, бивень мамонта, бронза. Середина ХХ в. Этнографическая коллекция. Мешок из шкуры осетра. 70-е гг. XX века. Изготовлено в селе Кутопьюган. Этнографическая коллекция. Гарпун для охоты на белуху. Изготовлен из безмена. Середина ХХ в. Коллекция образцы продукции машины, механизмы, приборы. Приемник телевизионный Сапфир-401-1. Коллекция образцы продукции машины, механизмы, приборы. Швейная машинка Техtima. Коллекция образцы продукции машины, механизмы, приборы. Кинокамера Красногорск-2. Коллекция предметы быта. Прялка. Коллекция предметы быта. Утюг чугунный 1950-е гг. Коллекция скульптура. Утро Уренгоя и Надыма. Коллекция этнография. Колокольчик. Коллекция этнография. Нарты. Коллекция этнография. Ненецкая люлька 1940-е гг. Коллекция этнография. Станок для плетения поясов и подвязок Бёрдо. Коллекция этнография. Рубанок самодельный.

Яндекс.Метрика